По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Правительства Оренбургской области от 21.08.2013 N 704-п "О сценарных условиях социально-экономического развития Оренбургской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. № 704-п

О сценарных условиях социально-экономического развития
Оренбургской области на 2014 год и плановый период
2015 и 2016 годов

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях обеспечения своевременной разработки прогноза консолидированного бюджета Оренбургской области на 2014 - 2016 годы:

1. Одобрить сценарные условия социально-экономического развития Оренбургской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (далее - сценарные условия) согласно приложению.

2. Руководителям органов исполнительной власти области при разработке параметров прогноза социально-экономического развития Оренбургской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, прогноза консолидированного бюджета Оренбургской области и проекта областного бюджета на 2014 - 2016 годы руководствоваться сценарными условиями.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Васина В.В.

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ





Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 21 августа 2013 г. № 704-п

Сценарные условия
социально-экономического развития Оренбургской области
на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов

I. Общие положения

Сценарные условия социально-экономического развития Оренбургской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов разработаны на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, ориентиров и приоритетов социально-экономической политики Правительства Оренбургской области, а также итогов развития области в январе - мае 2013 года.
Социально-экономическая политика Правительства Оренбургской области на среднесрочную перспективу определена и реализуется в соответствии с комплексным планом мероприятий по приоритетным направлениям деятельности Правительства Оренбургской области в 2011 - 2015 годах по выполнению послания Губернатора Оренбургской области "Стратегия прорыва. Программа действий до 2015 года".
Основные направления деятельности Правительства Оренбургской области сосредоточены на следующих приоритетах:
развитие человеческого капитала;
экономическое развитие области;
повышение эффективности и открытости власти.
Прогноз сценарных условий социально-экономического развития на 2014 - 2016 годы разработан на вариантной основе.
Первый вариант (консервативный) основан на проведении жесткой бюджетной политики. Динамика экономических показателей в 2013 году сохраняет тенденции начала года. Годовые темпы роста валового регионального продукта в 2014 - 2016 годах оцениваются на уровне 2,1 - 3,1 процента.
Второй вариант (умеренно-оптимистичный) отражает развитие экономики в условиях стабилизации ситуации на мировых финансовых рынках, снижения процентных ставок по кредитам, реализации активной инвестиционной политики предприятий, повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса. В условиях второго варианта происходит перелом тенденции замедления экономического роста.
В 2014 - 2016 годах экономический рост ускорится от 2,7 до 4,0 процента.

II. Промышленное производство

Промышленное производство Оренбургской области в 2013 году оценивается на уровне 101,4 процента к 2012 году. Рост производства ожидается по всем видам деятельности промышленности: в добыче полезных ископаемых на 1,5 процента, в обрабатывающих отраслях и производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 1,4 процента.
На развитие промышленности в 2014 и последующие годы будут оказывать влияние как внешние, так и внутренние факторы: спрос и динамика мировых цен на нефть, газ и металлопродукцию, уровень цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, платежеспособный спрос на продукцию обрабатывающих отраслей, функционирование предприятий в рамках ВТО, реализация мероприятий государственных программ, реализуемых за счет всех источников финансирования.
Сложившаяся структура промышленного производства (55 процентов приходится на отрасли, добывающие полезные ископаемые) не позволяет прогнозировать высокие темпы роста в среднесрочной перспективе.
Предполагается, что с учетом условий и факторов, определяющих развитие промышленности в 2014 - 2016 годах, ежегодные темпы прироста промышленного производства составят по первому варианту 0,8 процента в 2014 и 2016 годах и 0,9 процента в 2015 году, по второму варианту - 1,8, 1,9 и 1,7 процента соответственно в 2014, 2015 и 2016 годах.

Добыча полезных ископаемых

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

В 2013 году объем добычи нефти, газового конденсата, природного и попутного газа оценивается с ростом на 1,5 процента к уровню 2012 года. В 2014 - 2016 годах ежегодные темпы их добычи прогнозируются на уровне 100,0 - 100,1 процента по первому варианту и 100,4 - 100,5 процента по второму варианту, что обусловлено предполагаемой стабилизацией добычи нефти и газа на ведущих предприятиях отрасли (ОАО "Оренбургнефть" и ООО "Газпром добыча Оренбург") и наращиванием добычи на небольших и средних предприятиях при стабильном спросе и ценах на сырье (ООО "Бугурусланнефть", ЗАО "Газпром нефть Оренбург" и других).
Продолжится реализация программы "Газ" по повышению уровня утилизации попутного нефтяного газа до 95 процентов.
Одним из основных направлений деятельности ОАО "Оренбургнефть" в 2013 году является реализация Интегрированного проекта "Оренбург" (далее - ИПО), в рамках которого осуществляется строительство 22 объектов по утилизации и переработке попутного нефтяного газа (далее - ПНГ) и системы сбора ПНГ (около 615 газопроводов). В настоящее время введено в эксплуатацию 13 площадочных объектов и 385 километров газопроводов, потушено 17 факелов. Общая стоимость проекта ИПО составляет более 34 млрд. рублей. В реализацию проекта инвестировано более 16 млрд. рублей.

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Рост добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, на 1,0 процента в 2013 году и на 2,6 и 7,3 процента соответственно по первому и второму вариантам в 2016 году к уровню 2013 года в основном будет обеспечен за счет увеличения добычи руд цветных металлов и других полезных ископаемых, что связано с реализацией крупных инвестиционных проектов за последние годы.
В 2013 - 2016 годах прогнозируется рост производства концентрата меди и цинка на ОАО "Гайский горно-обогатительный комбинат", обусловленный поэтапным вводом мощностей по добыче и переработке медноколчеданных руд в соответствии с инвестиционной программой реконструкции и расширения производства, а также на ЗАО "Ормет" в связи с началом разработки участка Весенний Весенне-Аралчинского месторождения медно-цинковых руд в Домбаровском районе.
В 2012 году на реализацию проекта вскрытия и разработки глубоких горизонтов подземного рудника ОАО "Гайский ГОК" было направлено более 2 млрд. рублей, что позволит увеличить производительность подземного рудника с 5,6 до 7 млн. тонн руды ежегодно до 2017 года. В рамках реализации программы по модернизации процесса рудничного подъема и оборудования ГОК введена в эксплуатацию новая скиповая подъемная машина чешской фирмы INKO Engineering.
При сохранении позитивной внешнеэкономической конъюнктуры ОАО "Оренбургские минералы" стабилизирует объемы производства асбеста, дифференцирует свою производственную деятельность с вводом мощностей по выпуску щебня из плотных горных пород, завода строительных материалов № 1 по производству кровельных материалов и производства эмульсионных взрывчатых веществ.
В целом в добыче полезных ископаемых индекс производства в 2013 году оценивается на уровне 101,5 процента к 2012 году, в 2016 году прогнозируется прирост по вариантам на 0,4 и 1,9 процента к 2013 году.

Обрабатывающие производства

Развитие обрабатывающих отраслей в 2013 году оценивается на уровне 101,4 процента к 2012 году, в среднесрочной перспективе - 104,5 - 111,6 процента в 2016 году к 2013 году по первому и второму вариантам соответственно. Наиболее динамичным предполагается развитие отраслей, ориентированных на потребительский спрос (пищевая, легкая промышленность), машиностроительного комплекса (производство машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств) и других.

Текстильное и швейное производство, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

В 2013 году производство в текстильной и швейной промышленности оценивается на уровне 102,5 процента к 2012 году, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 102,2 процента.
В 2014 - 2016 годах предусматривается расширение ассортимента и повышение качества изделий в текстильном (ЗАО "ТПК "Орентекс", ЗАО "Промсинтекс"), трикотажном (ЗАО "Фабрика оренбургских пуховых платков", ООО "Славянка"), чулочно-носочном (ООО "Альтаир") производствах.
Индекс в текстильном и швейном производстве в 2016 году к 2013 году прогнозируется на уровне 109,2 процента по первому варианту и 112,1 процента - по второму варианту, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 108,0 процента и 113,5 процента соответственно.

Производство кокса и нефтепродуктов

В 2013 году производство по виду деятельности оценивается на уровне 101,5 процента к 2012 году в соответствии с планами основных нефтеперерабатывающих предприятий (ОАО "Орскнефтеоргсинтез" и ОАО "Нефтемаслозавод", г. Оренбург), ориентированных на спрос.
В прогнозируемом периоде планируется проведение комплекса работ по техническому перевооружению и модернизации производства ОАО "Орскнефтеоргсинтез", направленных на углубление переработки нефти и увеличение выхода светлых нефтепродуктов. Это позволяет прогнозировать темпы роста производства по отрасли в 2016 году к 2013 году на уровне 103,5 - 107,9 процента по первому и второму вариантам соответственно.

Химическое производство

В 2013 году производство в отрасли, по оценке, составит 100,5 процента к 2012 году.
На базе Оренбургского газохимического комплекса (далее - ОГХК) планируется создание инновационного кластера, который повысит эффективность производства и расширит ассортимент выпускаемой продукции. Кроме того, целью проекта является перспективное планирование производства и сбыта продукции, уменьшение отходов производства, снижение зависимости от поставщиков.
Планируется расширение ассортимента выпуска продукции углеводородных сжиженных газов за счет модернизации производства ЗАО "Завод синтетического спирта", введение мощностей по производству новых видов продукции ОАО "Новотроицкий завод хромовых соединений".
Темпы роста производства по отрасли в 2016 году к 2013 году составят 101,5 - 114,2 процента по первому и второму вариантам соответственно в зависимости от полноты реализации планируемых мероприятий.

Производство резиновых и пластмассовых изделий

В 2013 году производство по виду деятельности оценивается на уровне 103,5 процента к 2012 году.
В рамках реализации стратегии ООО "Газпром добыча Оренбург" по углубленной переработке сырья планируется расширение номенклатуры производимых полиэтиленовых труб для газопроводов и жилищно-коммунального хозяйства (ООО "Полимер").
Прогнозируются темпы роста производства в 2016 году к 2013 году 105,0 процента по первому варианту и 116,0 процента - по второму варианту.

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

В 2013 году производство по металлургическому комплексу оценивается на уровне 98,0 процента к 2012 году в соответствии со спросом на продукцию ведущего предприятия металлургии ОАО "Уральская сталь" и с учетом приостановления в 2012 - 2013 годах производства ферроникеля в ОАО "Южно-Уральский никелевый комбинат" и фтористых солей в ОАО "Южно-Уральский криолитовый завод".
Развитие металлургических предприятий области в среднесрочной перспективе по умеренно-оптимистическому варианту планируется со стабилизацией цены и спроса на продукцию ОАО "Уральская Сталь", которое оказывает значительное влияние на развитие всего металлургического комплекса.
Ввод в 2012 году в эксплуатацию газопоршневой теплоэлектростанции и использование новых энергосберегающих технологий ООО "Гайский завод по обработке цветных металлов" позволит в дальнейшем существенно снизить затраты на производство в условиях жесткой конкуренции.
В зависимости от степени реализации мероприятий на предприятиях цветной металлургии и стабилизации спроса на продукцию ООО "Уральская Сталь" индекс металлургического производства в 2016 году прогнозируется на уровне 97,9 - 100,1 процента по первому и второму вариантам соответственно к уровню 2013 года.

Производство машин и оборудования

В 2013 году производство по данному виду деятельности оценивается на уровне 102,0 процента к 2012 году. В прогнозируемом периоде предполагается сохранение тенденции роста.
Предпосылкой роста объемов производства ОАО "МК ОРМЕТО-ЮУМЗ" станет комплексная инвестиционная программа развития предприятия. Наиболее крупные проекты связаны с модернизацией механообрабатывающего производства, обновлением кузнечного и термообрабатывающего передела, модернизацией литейного и сталеплавильного производств, что повлияет на улучшение качества по большинству традиционных номенклатурных групп продукции завода.
ОАО "Орский машиностроительный завод" предусматривает наряду с существенным наращиванием объемов выпускаемой продукции создание участка производства муфт с резьбовыми соединениями класса "Премиум", ввод в эксплуатацию линии механической обработки, контроля и фосфатирования муфт, закалочно-отпускного комплекса, реализацию проекта по реконструкции производства буровых замков.
В рамках реализации инвестиционного проекта по развитию производства почвообрабатывающего, посевного и опрыскивающего оборудования Компания "Джон Дир" в 2013 году на новой производственной площадке приступила к сборке 17 наименований сельскохозяйственного оборудования.
Индекс производства машин и оборудования в 2016 году к 2013 году прогнозируется на уровне 112,8 - 125,1 процента по первому и второму вариантам соответственно.

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

В 2013 году производство по виду деятельности оценивается на уровне 113,5 процента к 2012 году.
С учетом реализации ЗАО "УралЭлектро" инвестиционного проекта по техническому перевооружению и развитию производства асинхронных двигателей и низковольтной аппаратуры индекс производства по виду деятельности в 2016 году к 2013 году прогнозируется на уровне 113,4 - 119,5 процента по первому и второму вариантам соответственно.

Производство транспортных средств и оборудования

В 2013 году производство по данному виду деятельности оценивается на уровне 100,4 процента к 2012 году.
Прогноз развития производства отрасли транспортного машиностроения ориентирован на позитивное изменение ситуации в ООО "Орский вагонный завод" с приходом на предприятие нового собственника.
В ООО "Оренбургский радиатор" продолжится реализация инвестиционных проектов по реконструкции технологических линий радиаторного производства с заменой изношенного оборудования, планируется освоение новых видов продукции (в том числе экспортно-ориентированных).
В 2016 году индекс производства транспортных средств прогнозируется к 2013 году на уровне 106,1 - 119,5 процента по первому и второму вариантам соответственно.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды индекс промышленного производства в 2012 году составил 102,8 процента.
В прогнозируемом периоде перспективы электроэнергетического комплекса области основываются на принципе сбалансированного развития генерации, электросетевого хозяйства и синхронизации ввода электроэнергетических объектов в строй с основными этапами выполнения инвестиционных программ базовых отраслей промышленности.
Комплексные мероприятия по удовлетворению спроса на электроэнергию, созданию условий по обеспечению опережающего развития электросетевого комплекса и ввод дополнительных мощностей генерации формируется на основе прогнозируемых приростов объемов электропотребления в Оренбургской энергосистеме.
Программой перспективного развития электроэнергетики Оренбургской области на период до 2016 года предусмотрены реконструкция и модернизация действующих, строительство новых энергетических объектов с общим объемом финансирования более 17,4 млрд. рублей.
В структуре электропотребления доля промышленности составляет 52,0 процента, населения - 15,0 процента, транспорта - 5,5 процента, ЖКХ - 4,0 процента, сельского хозяйства - 2,0 процента, в структуре газопотребления доля промышленности составляет 65,0 процента, населения - 16,0 процента, ЖКХ - 4,0 процента, сельского хозяйства - 1,0 процента, бюджетных потребителей - 1,2 процента и прочих - 12,8 процента.
В 2016 году индекс производства и распределения электроэнергии, газа и воды составит 106,4 - 107,4 процента к 2013 году по первому и второму вариантам соответственно.

III. Развитие сельского хозяйства

Прогноз развития агропромышленного комплекса области направлен на обеспечение продовольственной безопасности по основным продуктам питания, повышение конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции, создание благоприятной среды для развития предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности отрасли, повышение финансовой устойчивости предприятий АПК и устойчивое развитие сельских территорий.
На выполнение поставленных целей направлена реализация государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2013 - 2020 годы.
Индекс производства валовой продукции сельского хозяйства в 2013 году прогнозируется в размере 114,5 процента к уровню 2012 года, в том числе продукции животноводства - 102,3 процента, продукции растениеводства - 141,7 процента.
Два события чрезвычайного характера, произошедшие в области в текущем году, - засуха и поражение саранчовыми вредителями на площади более 1,3 млн. гектаров, - нанесли сельхозтоваропроизводителям ущерб более 4 млрд. рублей, в связи с чем прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства в 2013 году не позволяют полностью стабилизировать ситуацию в агропромышленном комплексе области, сложившуюся после засухи 2012 года.
В 2014 году индекс производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года прогнозируется по первому варианту - 107,2 процента, по второму варианту - 108,7 процента, в 2015 году - 101,3 процента и 102,7 процента соответственно, в 2016 году - 101,4 процента и 102,4 процента соответственно.
Рост производства продукции растениеводства будет обеспечен за счет поддержки элитного семеноводства, реализации комплекса мер по технической и технологической модернизации отрасли, повышения плодородия почв, расширения посевов озимых культур.
К 2016 году удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, составит 19 процентов. Валовой сбор зерна прогнозируется в 2013 году в объеме 2208,5 тыс. тонн (150,2 процента к уровню прошлого года), в 2014 - 2016 годах - в объемах 2957 - 3208 тыс. тонн.
Реализация мероприятий по мелиорации земель и повышению продуктивности мелиорируемых угодий позволит увеличить к 2016 году площадь орошаемых земель на 2,1 тыс. гектаров.
Основными направлениями развития животноводства остаются сохранение и восстановление поголовья скота, совершенствование селекционно-племенной работы с маточным поголовьем, развитие мясного скотоводства, коневодства, укрепление кормовой базы животноводства и улучшение работы ветеринарной службы.
Производство скота и птицы (в живом весе) в 2014 году составит 224,0 - 226,8 тыс. тонн по первому и второму вариантам соответственно (102,0 - 103,3 процента к уровню 2013 года), производство молока - 852,0 - 857,6 тыс. тонн (102,7 - 103,3 процента к 2013 году).
В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по достижению устойчивого развития сельских территорий, повышению уровня и качества жизни сельского населения.
В 2014 году ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, составит 116,1 тыс. кв. метров, в том числе для молодых семей - 14,9 тыс. кв. метров.
Обеспечение сельского населения централизованным водоснабжением в 2014 году планируется довести до 66,0 процента, к 2015 - 2016 годам - до 68,0 - 69,0 процента соответственно, уровень газификации в 2014 - 2016 годах увеличится до 99,4 процента.

IV. Инвестиции в основной капитал

В 2012 году произошло значительное повышение инвестиционной активности. Объем инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы области, составил 151217,5 млн. рублей, что на 25,0 процента выше уровня 2011 года, в том числе по крупным и средним предприятиям - на 31,5 процента.
Около 75 процентов всех инвестиций в области было направлено на развитие нефтедобычи и нефтепереработки, транспорта и связи, энергетики, строительства. Традиционно высокими темпами развивается нефтедобыча и нефтепереработка.
В 2013 году объем инвестиций в основной капитал, по оценке, увеличится на 4,5 процента к уровню 2012 года и составит 166239,5 млн. рублей.
В результате резкого увеличения инвестиционной активности в 2012 году отмечается замедление темпов роста инвестиций в последующем периоде.
В 2014 году прогнозируется рост объема инвестиций в основной капитал на уровне 105,0 процента. Темпы роста инвестиций в основной капитал по сравнению с 2013 годом будут обеспечены за счет дополнительных капитальных вложений в топливно-энергетический комплекс, строительство, транспорт, связь и жилищное строительство. Предполагается, что в указанных секторах экономики продолжится реализация принятых проектов и начнется работа над новыми проектами и программами, финансирование которых будет осуществляться в основном за счет средств предприятий с привлечением бюджетных и внебюджетных источников.
С 2015 года ожидается ускорение инвестиционной активности предприятий области. В целом прирост инвестиций в основной капитал прогнозируется в 2015 году на уровне 6,0 процента, в 2016 году - на 7,0 процента.
В прогнозируемом периоде основными источниками финансирования будут оставаться внебюджетные средства, доля которых составит 91,9 - 93,9 процента от общего объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям, бюджетное финансирование - 8,1 - 6,7 процента.
Увеличение инвестиций в основной капитал предполагается за счет активизации внедрения передовых технологий и создания высокотехнологичных производств в рамках инвестиционных проектов, реализуемых в области.
В 2016 году относительно 2012 года объем инвестиций в основной капитал увеличится на 24,5 процента.
В 2014 - 2016 годах рост инвестиций в области будет в большей степени обусловлен расходами собственных средств организаций, доля которых составит до 70 процентов от общего объема инвестиций. Такое высокое значение данного показателя связано со снижением государственных капитальных вложений, - их доля в общем объеме инвестиций к концу прогнозного периода составит 6,7 процента. Доля кредитов банков и заемных средств других организаций в структуре источников финансирования составит около 5,0 процента.

V. Развитие малого и среднего бизнеса

Развитие малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области предусматривает развитие кредитно-финансовых механизмов, развитие инфраструктуры поддержки бизнеса, вложение в малый бизнес инвестиционных средств, развитие предпринимательства в муниципальных образованиях, участие области в конкурсах Минэкономразвития России по привлечению средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего бизнеса, а также использование субъектами предпринимательства упрощенной системы налогообложения, что позволит в 2013 - 2016 годах увеличить количество малых и средних предприятий и продолжить наращивание их оборота.
В 2013 году, по оценке, число средних предприятий составит 243 единицы. Наиболее привлекательными секторами являются: обрабатывающие производства, строительство, оптовая, розничная торговля и ремонт.
Число малых предприятий (с учетом микропредприятий) составит 18,1 тыс. единиц. В структуре малого бизнеса наиболее привлекательными секторами являются: обрабатывающие производства, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, строительство, оптовая, розничная торговля и ремонт.
В 2016 году, по прогнозу, количество средних предприятий составит 246 - 247 единиц, количество малых - 18,1 - 18,2 тыс. единиц по первому и второму вариантам соответственно.
Среднесписочная численность работников средних предприятий в 2013 году оценивается в размере 29,1 тыс. человек, к 2016 году прогнозируется небольшое увеличение - до 29,3 тыс. человек (по второму варианту).
Среднесписочная численность работников малых предприятий (с учетом микропредприятий) в 2013 году оценивается в размере 140,3 тыс. человек, к 2016 году прогнозируется увеличение до 141,6 тыс. человек (по второму варианту).
Оборот средних предприятий по всем видам деятельности в 2013 году оценивается на уровне 55,7 млрд. рублей; оборот малых предприятий (с учетом микропредприятий) по всем видам деятельности - на уровне 157 млрд. рублей.
В 2013 - 2016 годах прирост оборота средних предприятий (в действующих ценах) составит 6,0 - 7,0 процента, малых предприятий - 8,0 - 9,0 процента по первому и второму вариантам соответственно.

VI. Потребительский рынок

На потребительском рынке области отмечается положительная динамика показателей развития.
В 2012 году оборот розничной торговли составил 214089,8 млн. рублей, или 109,1 процента к 2011 году. Потребительский рынок области достаточно насыщен основными продуктами питания и социально значимыми непродовольственными товарами.
В структуре розничной торговли наибольшая активность отмечается в деятельности сетевых компаний. Региональные и федеральные торговые сети формируют ценовую политику на потребительском рынке области.
Необходимо отметить, что региональные сети в 2013 году продолжают развиваться, при этом планируется вхождение на областной рынок и новых федеральных сетей различных форматов.
Факторы, позволяющие в 2013 году достигнуть прироста оборота розничной торговли на 7,4 процента к 2012 году:
формирование "цивилизованного" рынка товаров и услуг;
сокращение звенности товародвижения;
развитие малого бизнеса;
усиление контроля за исполнением нормативных правовых актов в сфере потребительского рынка;
увеличение доходов населения.
В 2014 - 2016 годах прогнозируется расширение сети торговли и общественного питания, обновление ее структуры, внедрение более совершенных, прогрессивных форм и методов продажи товаров и услуг.
В 2014 - 2016 годах повышение покупательной способности населения, обусловленное ростом реальных располагаемых денежных доходов, будет способствовать увеличению оборота розничной торговли: в 2014 году - на 7,7 - 7,9 процента, 2015 году - на 7,7 - 8,0 процента; в 2016 году - на 7,8 - 8,1 процента по первому и второму вариантам соответственно.
Объем платных услуг в 2013 году оценивается в сумме 72,9 млрд. рублей, или 104,8 процента к 2012 году.
В 2013 году структура платных услуг населению существенно не изменится. По-прежнему около 78 процентов от общего объема расходов на услуги население будет направлять на услуги "обязательного" характера: транспортные, связи, жилищно-коммунальные и бытовые.
Услуги, зависящие от роста доходов населения, - туристские, медицинские, санаторно-оздоровительные, культуры, физической культуры и спорта, образования имеют стабильные темпы развития, но их доля в общем объеме изменится незначительно.
Объем услуг населению в 2014 году прогнозируется с увеличением к оценке 2013 года на 4,9 - 5,0 процента по первому и второму вариантам соответственно и составит 81,7 млрд. рублей и 81,8 млрд. рублей соответственно.
В 2015 году по первому варианту населению будет оказано платных услуг на сумму 91,7 млрд. рублей, или 105,0 процента к уровню 2014 года; по второму варианту - 91,9 млрд. рублей, или 105,1 процента.
В 2016 году по первому варианту населению будет оказано платных услуг на сумму 102,7 млрд. рублей, что составит 105,1 процента к уровню 2015 года; по второму варианту - 103,0 млрд. рублей, или 105,2 процента.
Тенденция роста рынка услуг сохранится в основном за счет оказания населению услуг жилищно-коммунальных, транспортных, бытовых, медицинских, связи и образования.

VII. Рост цен (тарифов) на товары
(услуги) естественных монополий

Для ограничения роста коммунальных тарифов предполагается оптимизировать механизмы установления регулируемых тарифов на теплоэнергию путем перехода к долгосрочному тарифообразованию методами долгосрочной индексации и доходности инвестированного капитала с использованием относительной меры эффективности подконтрольных операционных расходов регулируемой организации. Аналогичная практика должна быть распространена на сферу водоснабжения и водоотведения.
Принятые Федеральные законы от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" и от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в целях стимулирования регионов к реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию теплового хозяйства и водоснабжения, для возмещения затрат на реализацию утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ разрешают органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливать тарифы выше установленного ФСТ России предельного максимального уровня, что может привести к превышению показателей прогноза.
До 2016 года основными факторами роста цен (тарифов) на товары (услуги) являются рост цен на газ и другие виды топлива, оплаты труда и иных статей операционных расходов, изменение налогового законодательства, а также включение инвестиционной составляющей в цены (тарифы).
С 2016 года прогноз роста цен и тарифов на газ и электроэнергию будет определяться с учетом необходимости обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции.
В 2014 году среднегодовой рост оптовых цен на газ для всех категорий потребителей составит 115,0 процента с индексацией в июле на 15,0 процента. В 2015 году предусматривается индексация оптовых цен на газ для всех потребителей, кроме населения, в размере 14,0 - 15,0 процента; среднегодовой рост составит 114,5 - 115,0 процента к предыдущему году.
С 2016 года цена на газ для потребителей, кроме населения, по оценке, в среднем вырастет на 10 процентов.
От общего потребления электроэнергии в 2012 году отпущено промышленным потребителям - 69,7 процента; сельскохозяйственным производителям - 1,0 процента, населению - 11,9 процента; прочим потребителям - 17,4 процента.
В 2014 году цены на электроэнергию на розничном рынке вырастут на 11,0 - 12,6 процента, а в 2015 году - на 11,0 - 13,0 процента в среднем за год.
С 2016 года рост цен на электроэнергию для потребителей будет ограничиваться: по оценке, он составит 6,5 - 7,5 процента в среднем за год, а с учетом тарифов для населения - 7,5 - 8,0 процента. На оптовом рынке рост цен будет сдерживаться спросовыми ограничениями.
Для населения рост тарифов на электроэнергию (без учета введения социальной нормы потребления) составит в 2014 - 2016 годах 112 - 115 процентов (с индексацией со второго полугодия по 12,0 - 15,0 процента ежегодно).
В 2016 году расчетный рост тарифов на тепловую энергию с учетом 10,0 процента прироста цены на газ определяется на уровне 108,0 процента за год к предыдущему году с индексацией 6,0 процента с июля. Такой рост тарифов должен в полном объеме покрыть рост затрат, в том числе на топливо, и обеспечить рост прибыли.

VIII. Индекс потребительских цен

В 2013 году индекс потребительских цен (в среднем за год), по оценке, составит 105,2 процента, что выше уровня 2012 года на 0,6 процентного пункта.
Рост индекса потребительских цен обусловлен, прежде всего, сокращением объемов производства продукции сельского хозяйства в 2012 году на 15,2 процента и, как следствие, увеличением цен на продовольственную группу товаров, а также увеличением стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения области в 2013 году, по оценке, до 12,0 - 15,0 процента.
В 2014 - 2015 годах темпы роста индекса потребительских цен замедлятся соответственно до 105,1 и 105,0 процента.
В 2016 году индекс потребительских цен понизится до 104,9 процента.

IX. Социальное развитие

В 2013 году реальные денежные доходы населения увеличатся, по оценке, на 5,5 процента, что будет обусловлено:
ростом заработной платы в реальном секторе экономики и бюджетной сфере;
ростом социальных трансфертов, прежде всего пенсионных выплат.
Средний размер назначенной пенсии повысится на 9,4 процента, реальный размер назначенной пенсии составит 104,0 процента.
Уровень бедности населения оценивается на уровне 12,9 процента.
В 2014 году денежные доходы населения области прогнозируются по первому варианту в размере 493751,1 млн. рублей с темпами роста к 2013 году 111,1 процента; по второму варианту - в размере 495247,8 млн. рублей с темпами роста к 2013 году 111,4 процента.
Реальные денежные доходы населения увеличатся на 5,7 - 6,0 процента соответственно.
Средний размер назначенной пенсии составит 9899,6 рубля, или 109,9 процента к 2013 году, реальная пенсия - 104,5 процента.
Уровень бедности населения в 2014 году составит 12,7 процента.
Основные меры по снижению уровня бедности населения в среднесрочной перспективе будут направлены на создание условий для роста доходов населения в первую очередь на основе развития занятости населения и повышения заработной платы, а также мер по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров. В 2015 - 2016 годах уровень бедности населения снизится до 12,5 и 12,3 процента соответственно.
Величина прожиточного минимума возрастет с 6135 рублей в 2013 году до 7178 рублей в 2016 году.

Здравоохранение

Перспективное планирование системы здравоохранения определяется планом мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Оренбургской области" ("дорожная карта") и государственной программой развития здравоохранения Оренбургской области на 2013 - 2020 годы.
Развитие здравоохранения будет ориентироваться на повышение доступности и качества медицинской помощи, строиться на принципах открытости, конкурентности, использования современных технологий и стандартов качества и осуществляться по следующим основным направлениям:
совершенствование оказания экстренной медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, тяжелыми и сочетанными травмами, совершенствование медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, совершенствование работы скорой медицинской помощи, развитие профилактики заболеваний, внедрение информационных технологий;
создание многоуровневой системы оказания медицинской помощи, обеспечение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, а также равной доступности качественной медицинской помощи гражданам вне зависимости от места проживания;
осуществление структурных преобразований за счет увеличения объемов амбулаторной помощи в общем объеме оказания медицинской помощи, развития стационарозамещающих форм (дневные стационары и стационары на дому), а также за счет выездных форм работы, особенно на селе;
осуществление комплекса мероприятий, направленных на дальнейшее развитие государственно-частного партнерства, включая привлечение негосударственных (немуниципальных) поставщиков к оказанию государственных (муниципальных) услуг;
повышение открытости управления организациями здравоохранения за счет дальнейшего внедрения стандартов оказания медицинской помощи в государственных учреждениях области, разработки регламентов государственных услуг, внедрения системы оценки общественными организациями деятельности лечебно-профилактических учреждений;
обеспечение населения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощью, внедрение на базе клиник области новых технологий, включая трансплантацию органов;
создание условий по привлечению специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием в учреждения здравоохранения, установление дополнительных мер социальной поддержки молодым специалистам, прибывшим на работу в сельские населенные пункты после окончания вуза;
улучшение лекарственного обеспечения путем дальнейшего обеспечения доступности лекарственных средств, внедрения в практику лечебно-профилактических учреждений области программного комплекса обмена данными в режиме онлайн между врачебным кабинетом и пунктами отпуска лекарств, резервирование лекарственного препарата в аптечном учреждении до его получения льготником.

Образование

Образовательная система Оренбуржья представляет собой многообразие видов учреждений и форм организации, что позволяет удовлетворять различные образовательные и воспитательные потребности детей и подростков, возрастающие запросы родителей и общественности. Она включает в себя 2052 учреждения, в которых обучаются и воспитываются около 429,8 тыс. учащихся, воспитанников и студентов, работают свыше 51 тыс. педагогов.
Финансирование системы образования области ежегодно увеличивается. Объем консолидированного бюджета на образование в 2012 году составил свыше 23 млрд. рублей - 26,7 процента консолидированного бюджета области.
В области функционируют 989 общеобразовательных школ, в которых обучается 200,3 тыс. учащихся. Сельские школы составляют 81,0 процента (801 школа) всех школ области, в них обучаются 43,7 процента учащихся.
Развитию региональной системы общего образования способствует комплекс мер по модернизации общего образования, реализация которого позволила существенным образом улучшить условия для обучения школьников и работы учителя. Возрос уровень оснащенности образовательных учреждений различными видами оборудования, увеличилась до 99,0 процента обеспеченность книжным фондом школьных библиотек, проведены работы по капитальному ремонту в 35 общеобразовательных учреждениях, текущему ремонту - в 473 школах области, 18,0 процента общеобразовательных школ получили возможность осуществлять дистанционное обучение. В рамках решения проблемы малокомплектных школ за 2 года для них закуплено 232 современных автобуса, что позволило обновить школьный автопарк на 30 процентов. Совершенствование условий для организации питания за счет приобретения оборудования для школьных столовых и выделение дотации на питание учащихся из областного и местных бюджетов способствовали увеличению охвата учащихся горячим питанием до 98,3 процента (2011 год - 97,8 процента, 2010 год - 95,5 процента).
Принятые меры по развитию школьной инфраструктуры способствовали увеличению доли школьников, обучающихся в современных условиях, до 78 процентов, что на 35 процентов больше, чем в 2010 году.
Приоритетным направлением региональной сферы образования является повышение качества педагогического труда и престижа учительской профессии.
Наряду с учителями производилось неоднократное увеличение базовых окладов и другим категориям педагогических работников образовательных учреждений области. На данные цели в 2011 - 2013 годах было выделено из областного бюджета около 900 млн. рублей. Более 96,8 млн. рублей направлено на подготовку, переподготовку, повышение квалификации учителей и руководителей школ.
В результате принимаемых мер и активного участия системы образования области в модернизационных процессах, проводимых в стране, повышается и качество предоставляемых образовательных услуг. Уровень удовлетворенности их качеством со стороны родителей повысился до 87 процентов, тогда как в 2010 году он составлял 66,0 процента.
В 2013 году продолжена работа по увеличению охвата детей услугами дошкольного образования. В области функционируют 778 дошкольных образовательных учреждений, 7 общеобразовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа - детский сад", в 96 общеобразовательных школах действуют дошкольные группы.
Активно внедряются вариативные модели дошкольного образования, такие, как группы кратковременного пребывания на базе образовательных учреждений различных типов. Всего в Оренбуржье 742 такие группы, которые посещают около 11 тыс. детей. За последние 3 года в образовательных учреждениях было введено дополнительно более 10 тыс. мест для приема детей дошкольного возраста.
Развивается негосударственный сектор дошкольных образовательных услуг - зарегистрировано 9 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход в режиме полного и сокращенного дня для 455 детей.
В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предполагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Ряд мероприятий в этом направлении в области проведен. Рассмотрен вопрос оптимизации учреждений начального профессионального образования. Основная часть училищ будет присоединена к учебным заведениям среднего профессионального образования, шесть наиболее успешных перейдут в статус техникумов.
Проводится работа по созданию многофункциональных ресурсных центров профессионального обучения с привлечением учреждений, обладающих современной техникой и оборудованием для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов определенного профиля.
Расширился спектр услуг в системе дополнительного образования, где педагоги реализуют более 5 тыс. учебных программ, обеспечивающих создание условий для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся, их социализации.
В области выстроена система воспитания гражданственности и патриотизма в детской и молодежной среде.
Успешно реализуется проект по дистанционному обучению детей-инвалидов. На базе двух центров дистанционного обучения в гг. Оренбурге, Орске получают образование с использованием дистанционных технологий 519 детей данной категории.
В целях дальнейшего развития региональной системы образования будут продолжены:
работа с одаренными детьми с использованием новых форм;
обеспечение социальной поддержки и прав на качественное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В среднесрочной перспективе продолжится работа по сохранению и укреплению здоровья школьников за счет обеспечения условий для организации качественного, сбалансированного горячего питания учащихся общеобразовательных учреждений области.
Системы воспитания и дополнительного образования детей получат дальнейшее развитие за счет:
сохранения числа детей, охваченных услугами учреждений дополнительного образования;
обеспечения взаимодействия общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования детей в организациях внеурочной деятельности в рамках реализации федерального образовательного стандарта.
Расширение доступности дошкольных образовательных услуг и увеличение охвата детей услугами дошкольных образовательных учреждений будет осуществляться за счет:
создания дополнительных мест в образовательных учреждениях для приема детей дошкольного возраста посредством строительства и проведения капитальных и противоаварийных ремонтных работ за счет средств областного и местных бюджетов;
внедрения и разработки новых организационных форм дошкольного образования;
содействия негосударственному сектору детских садов и разработки комплекса мероприятий по стимулированию частных организаций в сфере дошкольного образования.
Продолжится работа по повышению качества профессионального образования, в том числе:
оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования в аспекте совершенствования их правового положения, внедрения в систему профессионального образования новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса;
приведение содержания и структуры профессиональной подготовки специалистов в соответствие с потребностями рынка труда, обеспечение мобильности трудовых ресурсов за счет внедрения эффективной системы их профессиональной переподготовки;
обеспечение введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового (третьего) поколения; организация методического сопровождения ввода федеральных государственных образовательных стандартов; приведение учебно-производственной базы в соответствие с требованиями новых профессиональных стандартов;
удовлетворение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы области в профессиональных кадрах высокой квалификации за счет формирования условий для развития непрерывного образования и другое.
Будут совершенствоваться финансово-экономические механизмы региональной системы образования:
формирование экономически обоснованной сети образовательных учреждений;
реализация мероприятий по снижению неэффективных расходов в региональной системе образования.

Социальная политика

Социальная ориентированность областного бюджета позволяет ежегодно выделять значительные средства дополнительно к федеральным на социальную поддержку и социальное обслуживание населения.
Объем средств на осуществление социальной поддержки и социального обслуживания населения постоянно растет - в 2013 году в областном бюджете на эти цели предусмотрено 11,2 млрд. рублей (в 2012 году - 10,0 млрд. рублей).
Различные социальные выплаты (ежемесячные и единовременные денежные выплаты, компенсации, субсидии, материальная помощь и другое) получают около 500 тыс. человек, социальным обслуживанием охвачен каждый пятый житель области. Мерами социальной поддержки охвачено около 165 тыс. человек из числа ветеранов труда, тружеников тыла и лиц, пострадавших от политических репрессий.
Важным достижением прошедшего года стало повышение уровня социальной защищенности нуждающихся категорий населения при условии выполнения всех социальных обязательств перед жителями области в полном объеме.
Система социальной поддержки семьи и детей расширена за счет:
введения единовременной выплаты в размере 10,0 тыс. рублей гражданам, имеющим сертификат на региональный материнский капитал;
расширения категории многодетных семей, имеющих право на получение бесплатного земельного участка, путем распространения права на семьи, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
введения ежемесячного пособия в размере величины прожиточного минимума, установленного на детей в Оренбургской области (5398,0 рубля), на третьего и последующих детей, родившихся с 1 января 2013 года, до достижения ими возраста 3 лет, в семьях, среднедушевой доход которых не превышает среднедушевой денежный доход, установленный в области.
В среднесрочной перспективе предполагается решение следующих вопросов:
в рамках приоритетного направления "Смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и создание комфортных условий для самореализации личности и семьи":
полное обеспечение расходных обязательств государства по предоставлению адресной социальной поддержки детям и семьям с детьми, ветеранам труда, в том числе ветеранам труда Оренбургской области, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, малоимущим гражданам, многодетным семьям и другим категориям граждан, нуждающихся в заботе государства;
внедрение автоматизированной системы "Единый социальный регистр населения" для сокращения времени на обслуживание граждан, обработку информации, для обеспечения специалистов министерства социального развития Оренбургской области и муниципальных органов социальной защиты населения надежным инструментом для повышения качества оказания государственных услуг в электронном виде и для своевременного предоставления мер социальной поддержки гражданам области;
в рамках приоритетного направления "Повышение эффективности поддержки и развития института семьи":
оказание единовременной материальной помощи в размере 25,0 тыс. рублей на каждого ребенка при одновременном рождении двух и более детей;
компенсационные выплаты семьям с детьми, больными фенилкетонурией, на возмещение 50 процентов расходов, связанных с приобретением безбелковых продуктов питания;
единовременное пособие гражданам при рождении ребенка в размере 1,0 тыс. рублей (вместо открытия именного накопительного вклада "Губернаторский");
в рамках приоритетного направления "Реабилитация и социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями":
обеспечение комплексной реабилитации инвалидов и их возвращение к полноценной жизни;
повышение социально-культурной реабилитации инвалидов через проведение фестивалей художественного творчества инвалидов;
формирование толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями;
в рамках приоритетного направления "Обеспечение доступности и дифференцированного подхода к организации социального обслуживания":
реализация плана мероприятий "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Оренбургской области (2013 - 2018 годы)" ("дорожной карты"), направленного на поэтапное реформирование системы социальной защиты населения в целях повышения качества и доступности государственных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания области, и экономии бюджетных средств;
развитие конкурсных механизмов с целью привлечения к решению социальных проблем гражданского общества на территории Оренбургской области социально ориентированных некоммерческих организаций;
совершенствование системы организации отдыха и оздоровления детей, занятости подростков, формирования гармонично развитой личности с учетом возрастных особенностей, интересов и увлечений детей.

Жилищное строительство

В 2012 году на территории области за счет всех источников финансирования сдано в эксплуатацию 704,3 тыс. кв. метров общей площади жилищного фонда - 94,8 процента к уровню 2011 года, из них населением за счет собственных и привлеченных средств - 391,8 тыс. кв. метров (55,6 процента в общем объеме ввода и 82,6 процента к 2011 году).
Основные причины снижения объемов жилищного строительства связаны с высокими темпами строительства жилья в 2011 году (введено 126,7 процента к уровню 2010 года) и переходом многоквартирных объектов высокой степени строительной готовности к вводу на 2013 год в соответствии с нормативными сроками строительства.
Ввод жилья в 2013 году, по данным администраций муниципальных образований области, оценивается в размере 772 тыс. кв. метров (109,6 процента к уровню 2012 года).
Прогноз показателей жилищного строительства базируется на фактических характеристиках строительного комплекса и задачах, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации.
Рост объемов незавершенного строительством многоквартирного жилья по состоянию на 1 января 2013 года к уровню 1 января 2012 года составил 70,0 процента, а за январь - май текущего года показатель увеличился еще на 43,0 процента и составил более 700 тыс. кв. метров общей площади квартир. Площадь приостановленных строительством объектов сократилась за 2012 год на 32,0 процента и за 5 месяцев текущего года - на 9,5 процента.
Кроме того, прогнозируется повышение с умеренным темпом объемов ввода в действие жилья индивидуальными застройщиками. Доля ввода в эксплуатацию индивидуального жилья традиционно составляет около 55,0 - 60,0 процента. Несмотря на прогнозируемое сокращение доли индивидуального жилья в общем объеме ввода, прогнозом в период с 2013 по 2016 год предусмотрено увеличение абсолютной величины индивидуального ввода со среднегодовым темпом роста около 7 процентов.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также в целях обеспечения роста объемов ввода общей площади жилищного фонда в соответствии с показателями, утвержденными для Оренбургской области Министерством регионального развития Российской Федерации, реализуется ряд мероприятий, направленных на развитие жилищного строительства в Оренбургской области и способствующих достижению прогнозных показателей, в том числе:
разработка документов территориального планирования;
строительство коммунальной инфраструктуры к новым участкам жилой застройки;
льготное ипотечное кредитование и субсидирование первоначального взноса по ипотечным кредитам на приобретение (строительство) жилья на первичном рынке;
строительство жилья по программе переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда;
развитие базы строительной индустрии;
улучшение жилищных условий многодетных семей, лиц из числа детей-сирот, а также иных отдельных категорий граждан.

Развитие жилищно-коммунальной сферы

Основное направление деятельности жилищно-коммунального хозяйства - обеспечение комфортных условий проживания населения области, стабильной и бесперебойной работы предприятий и учреждений, больниц и школ, а также снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры, который в настоящее время составляет 56,6 процента.
В целях снижения износа ведется работа по привлечению частного бизнеса в коммунальную сферу. Из 377 предприятий и организаций, обеспечивающих коммунальными услугами потребителей области, 239 - частной формы собственности, работающие по договорам аренды и концессионным соглашениям.
В 2012 году Правительством Оренбургской области на капитальный ремонт и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры из областного бюджета направлено более 1 млрд. рублей.
Работа по модернизации инженерной коммунальной инфраструктуры будет продолжена в рамках реализации областной адресной инвестиционной программы. В 2013 году на реализацию вышеуказанных мероприятий определено финансирование из областного бюджета в сумме 443,7 млн. рублей, в том числе: на капитальный ремонт - 174,4 млн. рублей, капитальные вложения - 269,3 млн. рублей.
Одной из основных задач ЖКХ является обеспечение населения качественной водой, особенно в сельской местности. В 2012 году на реализацию указанного мероприятия было направлено 326,3 млн. рублей, в том числе: из областного бюджета - 300,5 млн. рублей (91,0 процента от общего объема финансирования); из местного бюджета - 25,8 млн. рублей (9,0 процента от общего объема финансирования). Выполнение программных мероприятий позволило улучшить качество питьевого водоснабжения. В целом по области удельный вес населения, обеспеченного безопасной питьевой водой, составил 89,6 процента (в 2011 году - 85,4 процента).
В 2013 году на реализацию областной целевой программы "Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой" на 2011 - 2016 годы определено финансирование из областного бюджета в сумме 354,7 млн. рублей.
В рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" в области продолжается работа по снижению износа жилищного фонда и улучшению условий проживания граждан.
В 2012 году Оренбургская область получила из Фонда содействия реформированию ЖКХ почти 540 млн. рублей, в том числе на капитальный ремонт многоквартирных домов - 315 млн. рублей и переселение граждан из аварийного жилья - 224 млн. рублей. Отремонтированы 233 многоквартирных дома на общую сумму 494,4 млн. рублей, в том числе за счет средств Фонда - 315,3 млн. рублей, средств местного бюджета - 142,5 млн. рублей, средств собственников помещений - 36,6 млн. рублей. Жилищные условия улучшили 21,8 тыс. человек.
По двум Программам переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2012 - 2013 годы с объемом финансирования в 356,5 млн. рублей, в том числе: за счет средств Фонда - 224,3 млн. рублей, средств областного бюджета - 132,2 млн. рублей, предусматривается переселить 851 человека из 333 жилых помещений площадью 12,9 тыс. кв. метров в 13 муниципальных образованиях. В настоящее время отселено 587 человек из 226 жилых помещений в 13 муниципальных образованиях. Полностью завершили программу в 5 муниципальных образованиях, в 8 - строительные работы завершаются, оформляются правоустанавливающие документы для дальнейшей передачи их гражданам.
В 2012 году завершена программа "Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда" на 2011 - 2012 годы. В результате переселено 1217 человек (494 семьи), которым предоставлено 511 жилых помещений площадью 24,1 тыс. кв. метров, на что направлено 660,3 млн. рублей, в том числе: за счет средств Фонда - 370,5 млн. рублей, областного бюджета - 167,3 млн. рублей, местного бюджета - 1,2 млн. рублей и дополнительных источников - 121,3 млн. рублей.
Для области на 3 года установлены лимиты финансовой поддержки Фонда в сумме 2 млрд. рублей, в том числе на: переселение - 1,5 млрд. рублей, капитальный ремонт - 0,272 млрд. рублей, модернизацию - 0,256 млрд. рублей.
В 2013 году за счет средств Фонда, софинансирования из областного и местных бюджетов, средств собственников планируется направить средства в сумме 1,2 млрд. рублей на капитальный ремонт 107 домов и переселение 809 семей из жилых помещений площадью 32,1 тыс. кв. метров и улучшить жилищные условия более 14 тыс. человек.

Дорожное хозяйство

По состоянию на 1 января 2013 года общая протяженность автомобильных дорог Оренбургской области составляет 19769,8 километра, в том числе 825,9 километра - автомобильные дороги федерального значения.
В 2013 году протяженность автодорог с твердым покрытием увеличится на 11,7 километра за счет строительства автодорог в рамках реализации областной целевой программы "Обеспечение подъездов к населенным пунктам Оренбургской области по автомобильным дорогам с твердым покрытием на 2010 - 2020 годы".
В случае развития экономики области в 2014 - 2016 годах по первому варианту протяженность автодорог с твердым покрытием увеличится соответственно на 16,6, 22,0 и 53,0 километра. Протяженность федеральных автодорог не изменится.
В случае развития экономики по второму варианту протяженность автодорог с твердым покрытием в 2014, 2015 и 2016 годах увеличится соответственно на 27,2, 41,8 и 95,3 километра за счет выполнения мероприятий вышеуказанной государственной программы. Протяженность федеральных автодорог останется на уровне 2013 года.

В сфере молодежной политики

В рамках областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы в 2012 году улучшили свои жилищные условия 1310 молодых семей. В 2013 году в качестве участников областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Оренбургской области" состоят 26728 молодых семей, социальные выплаты на приобретение жилья в 2013 году получат 1515 молодых семей. Ожидается увеличение числа молодых семей, улучшивших жилищные условия, до 2500 семей в год. Всего за период с 2013 по 2015 год смогут улучшить жилищные условия более 6000 семей.
В 2012 году была организована занятость более 4000 несовершеннолетних и 2500 студентов. Молодые люди были заняты в составе студенческих трудовых отрядов, трудовых бригад по организации работ, не требующих профессиональной подготовки, на площадках по месту жительства. К 2015 году планируется увеличение участников программ по профессиональной ориентации, временной занятости до 3,5 процента от общей численности молодежи. В добровольческую деятельность вовлечено 42643 человека в возрасте от 14 до 30 лет. Создание условий для социально полезной общественной деятельности молодежи позволит улучшить положительный общественный настрой. К 2015 году планируется привлечь в добровольческую деятельность до 20,0 процента молодежи от общей численности.
В 2012 году были предоставлены услуги по социальному становлению 4000 гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. В 2013 году планируется предоставить социальные услуги 4200 гражданам, что составит 1,6 процента от общей численности указанной категории.

В сфере физической культуры и спорта

В области продолжается динамичное развитие физической культуры и спорта.
Активные занятия физической культурой и массовыми видами спорта с учетом возрастающего числа занимающихся приведут к снижению общего числа дней временной нетрудоспособности.
Рост расходов на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения) будет свидетельствовать об изменении отношения граждан к своему здоровью, физической культуре и спорту.
Основным экономическим эффектом должны стать сокращение расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности и дополнительные доходы, полученные от появившейся у жителей области возможности продолжать активную трудовую деятельность более длительное время.
В результате ожидается достижение следующих целевых индикаторов:
численность населения, занимающегося физической культурой и спортом, составит 32,0 процента;
обеспеченность штатными физкультурными работниками - 74,5 процента;
доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории - 60,0 процента;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности лиц данной категории населения - 6,0 процента;
доля лиц, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности, в общей численности детей в возрасте 6 - 15 лет - не менее 20,0 процента.
Планируются:
строительство и реконструкция с привлечением средств областного бюджета объектов спорта государственной и муниципальной собственности, рост обеспеченности области спортивными сооружениями, инвентарем и оборудованием;
создание системы подготовки спортсменов высшего спортивного мастерства, увеличение количества победителей и призеров всероссийских и международных соревнований, обеспечение представительства спортсменов области в сборных командах Российской Федерации в количестве не менее 85 человек.

В сфере туризма

Туристская отрасль Оренбуржья на сегодняшний день, по оценке, имеет в своем активе более 170 фирм, из них 8 туроператоров (6 - по внутреннему туризму, 2 - по международному), более 120 гостиниц, 60 санаториев, 38 туристских баз и домов отдыха.
С целью формирования саморазвивающейся конкурентоспособной туристско-рекреационной системы на территории Оренбургской области, которая обеспечит высокий уровень обслуживания туристов в круглогодичном режиме функционирования посредством повышения инвестиционной привлекательности экономики области, сохранения и развития культурного наследия, распространения лучших традиций многонациональной культуры области, улучшения торговых и иных экономических связей с зарубежными странами, разработаны основные направления развития туризма в области на период до 2016 года. Их выполнение приведет к укреплению материальной базы туризма, расширению географии и многообразию туристских маршрутов, развитию туристской инфраструктуры, развитию сопряженных отраслей экономики и как результат к увеличению туристского потока в Оренбургскую область.
В 2012 году объем платных услуг в сфере туризма составлял 565,7 млн. рублей, к 2016 году ожидается увеличение объема туристических услуг до 607,5 млн. рублей.
В 2012 году туристический поток составлял 1080,15 тыс. человек, к 2016 году количество посетителей Оренбургской области ориентировочно составит 1196,45 тыс. человек, из них: иностранных граждан, прибывших в область с целью туризма, - 217,2 тыс. человек и 230,52 тыс. человек соответственно, российских посетителей, прибывших из других регионов России, - 862,95 тыс. человек и 965,93 тыс. человек соответственно. Увеличение данного показателя прогнозируется в связи с проведением региональных и международных мероприятий в сфере туризма, а также в связи со строительством международной автомагистрали "Западная Европа - Западный Китай", часть которой будет проходить по территории Оренбургской области, и реализацией инвестиционного проекта "Туристско-рекреационный кластер "Соленые озера", основная задача которого - развитие туристско-рекреационного комплекса Оренбургской области.

Рынок труда


23. Ситуация на рынке труда Оренбургской области в 2014 - 2016 годах будет развиваться под воздействием экономических и демографических факторов.
В этот период прогнозируется снижение численности трудовых ресурсов с 1252,0 тыс. человек в 2014 году до 1232,0 тыс. человек в 2016 году, что приведет к сокращению численности занятых в экономике с 1068,1 тыс. человек в 2014 году до 1066,0 тыс. человек в 2016 году.
Предполагается, что в период с 2014 по 2016 год наибольший удельный вес численности занятых придется на организации частного сектора экономики (более 69 процентов) и учреждения государственной и муниципальной форм собственности (свыше 24 процентов). Наименьший - на общественные объединения и организации (0,3 процента), организации с иностранным участием (2,4 процента), предприятия со смешанной формой собственности (около 4 процентов).
На рынке труда области прогнозируется сохранение относительно стабильной ситуации. Показатели по численности безработных граждан и уровню безработицы (по методологии МОТ), а также численности зарегистрированных безработных граждан в органах службы занятости и уровню регистрируемой безработицы на 2014 - 2016 годы определены в соответствии с:
государственной программой Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2149-р;
численностью экономически активного населения, определенной Росстатом.
В 2014 - 2016 годах будет отмечаться снижение численности зарегистрированных безработных граждан. Так, на 1 января 2017 года численность зарегистрированных безработных граждан составит 12,4 тыс. человек, что на 0,7 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2015 года. Однако уровень регистрируемой безработицы в 2014 - 2016 годах не изменится, и на 1 января 2017 года составит 1,3 процента, что обусловлено ежегодным снижением численности экономически активного населения.
В результате снижения численности зарегистрированных безработных граждан, а также роста количества вакансий, заявленных работодателями, предполагается снижение коэффициента напряженности на рынке труда с 1,6 незанятых граждан на 1 вакансию в 2014 году до 1,5 в 2016 году.





Основные показатели прогноза социально-экономического
развития Оренбургской области (2012 - 2016 годы)
I этап


Показатели 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
(отчет) (оценка)
прогноз

1 вариант 2 вариант 1 вариант 2 вариант 1 вариант 2 вариант

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Индекс 104,6 105,2 105,1 105,1 105,0 105,0 104,9 104,9
потребительских
цен (в среднем
за год,
процентов)

Валовой
региональный
продукт:

млн. рублей 582487,0 616662,68 665500,51 668144,76 728577,98 736498,64 802994,21 817277,81
<*>

процентов к 101,2 101,6 102,1 102,7 102,7 103,6 103,1 104,0
уровню
предыдущего
года

индекс-дефлятор 103,9 104,2 105,7 105,5 106,6 106,4 106,9 106,7

Прибыль 164210,0 137857,0 140614,1 141027,7 145535,6 146668,8 152812,4 154442,3
прибыльных
предприятий
(млн. рублей),

в том числе:

сальдо прибылей 150009,6 123656,5 126342,6 126784,7 131977,6 133168,8 139932,4 141642,3
и убытков

Индекс 100,6 101,4 100,8 101,8 100,9 101,9 100,8 101,7
промышленного
производства
(в процентах к
уровню
предыдущего
года)

Объем
отгруженных
товаров
собственного
производства,
выполненных
работ и услуг
собственными
силами по видам
деятельности:

добыча полезных 308267,1 307752,4 319357,3 319945,2 338059,7 339749,3 356541,7 358883,0
ископаемых в
ценах
соответствующих
лет (млн.
рублей)

индекс 99,2 101,5 100,1 100,6 100,2 100,7 100,1 100,6
производства
(процентов)

обрабатывающие 160167,9 152665,2 161612,7 165120,9 174917,5 182660,6 189516,3 201729,0
производства в
ценах
соответствующих
лет (млн.
рублей)

индекс 103,5 101,4 101,2 103,6 101,6 103,9 101,6 103,7
производства
(процентов)

производство и 94440,8 96146,0 110572,7 110914,1 126431,1 126956,7 139260,8 139855,5
распределение
электроэнергии,
газа и воды в
ценах
соответствующих
лет (млн.
рублей)

индекс 102,8 101,4 102,5 103,0 102,0 102,2 101,8 102,0
производства
(процентов)

Продукция
сельского
хозяйства во
всех категориях
хозяйств:

млн. рублей 62865,2 73636,21 82963,85 83404,35 90093,44 90795,64 97110,09 97809,42

процентов к 84,8 114,5 107,2 108,7 101,3 102,7 101,4 102,4
уровню
предыдущего
года

индекс-дефлятор 105,1 102,3 105,1 104,2 107,2 106,0 106,3 105,2

Инвестиции в
основной
капитал за счет
всех источников
финансирования:

млн. рублей 151217,5 166239,5 184675,4 186434,2 207892,8 211852,7 236904,2 243672,9

процентов к 125,0 104,5 105,0 106,0 106,0 107,0 107,0 108,0
уровню
предыдущего
года

индекс-дефлятор 103,7 105,2 105,8 105,8 106,2 106,2 106,5 106,5

Оборот
розничной
торговли:

млн. рублей 214089,8 244188,3 275614,3 276126,1 310787,9 312232,4 350775,8 353386,8

процентов к 109,1 107,4 107,7 107,9 107,7 108,0 107,8 108,1
уровню
предыдущего
года

индекс-дефлятор 104,9 106,2 104,8 104,8 104,7 104,7 104,7 104,7

Объем платных
услуг
населению:

млн. рублей 64752,9 72882,8 81729,4 81807,3 91737,2 91912,1 102682,8 102976,4

процентов к 105,9 104,8 104,9 105,0 105,0 105,1 105,1 105,2
уровню
предыдущего
года

индекс-дефлятор 104,2 107,4 106,9 106,9 106,9 106,9 106,5 106,5

Фонд заработной
платы
работников
предприятий и
организаций:

млн. рублей 162419,6 174438,7 186126,0 187522,0 198224,2 202523,8 215073,3 220750,9

процентов к 113,2 107,4 106,7 107,5 106,5 108,0 108,5 109,0
уровню
предыдущего
года

Реальные 105,6 105,5 105,7 106,0 105,9 106,4 106,1 106,4
денежные доходы
населения
(процентов)


--------------------------------
<*> - оценка.


------------------------------------------------------------------